вторник, 28 июня 2011 г.

Бизнес вверх тормашками. Ричард Бренсон

Попалась на днях недавнее интервью Ричарда Бренсона русским журналистам. До сих пор под впечатлением и поэтому решила опубликовать в своем блоге. Читайте и наслаждайтесь:

Когда заходит разговор о людях, перевернувших мир бизнеса, обычно упоминают тех, кто изобрел новые способы заработка, разработал выдающиеся маркетинговые стратегии, придумал способы оптимизации и удешевления производства. Однако сделать это — не значит перевернуть бизнес с ног на голову, скорее, это можно сравнить с удлинением рук или наращиванием мышц. Но герой нашего сегодняшнего интервью — глава Virgin Group Ричард Брэнсон — действительно поставил вверх тормашками не одну отрасль, нарушая все писаные и неписаные законы бизнеса.
brenson1.jpg

«Неквалифицированный персонал»

brenson2.jpgПервой жертвой Ричарда Брэнсона стала звукозаписывающая индустрия Туманного Альбиона. В 1970 году он открыл компанию по почтовой торговле музыкальными пластинками. Стоимость этих пластинок была настолько ниже магазинной, что компания росла, как на дрожжах, и всего через два года он создал собственный бренд, подарив известность таким звездам, как Майк Олдфилд и группа Sex Pistols. Секретом его успеха стал качественно иной подход к организации бизнеса: в то время как конкуренты ходили в модных пиджаках, расслабленно работали до пяти и продавали записи в дорогих магазинах, Брэнсон жил на дебаркадере, его студия принимала музыкантов круглые сутки, а в открытых им магазинах были образованы специальные тусовочные места. Так умение пойти наперекор всем правилам стало визитной карточкой Ричарда.
Вы известны как один из самых инновационных предпринимателей. Как вы этого достигли?
— Я постоянно ставлю перед собой дерзкие задачи и по-прежнему люблю узнавать новые вещи, касаются ли они управления авиакомпанией, развития музыкальной индустрии или создания космических кораблей. Я очень любопытен и хочу знать все! Человеку, который занимается инновациями, очень важно понимать: ошибки в этом ремесле неизбежны. Не нужно их бояться!
Что, по-вашему, является главной чертой лидера?
— Лидер должен уметь слушать. Также нужно всегда помнить о своем мнении, но не навязывать его другим. Ни у кого нет монополии на хорошие идеи или дельные советы! Так что если хотите, чтобы кто-то с вами согласился, попробуйте его убедить. Будьте там, где находятся ваши люди, слушайте их и учитесь у них. И как лидер вы должны необычайно хорошо уметь хвалить людей. Никогда не критикуйте подчиненных открыто, никогда не выходите из себя, не демотивируйте их. Если они потрудились на славу, будьте щедры на похвалу. И тогда над следующим заданием они будут работать еще лучше.
На какие качества вы обращаете внимание в первую очередь при подборе людей на управленческие позиции?
— Если вы ищете лидера, то, на мой взгляд, должны быть готовы к поиску талантов, которых другие люди могли и не заметить. Крайне важно нанимать тех, кто, с одной стороны, является фанатом своего дела, а с другой — понимает, что одна из главнейших черт хорошего лидера — это умение прислушиваться к людям, которые работают вместе с тобой.
Вы как-то сказали, что менеджеры должны проявлять интерес и уважение по отношению к неквалифицированным сотрудникам. Но это гораздо сложнее, чем дружить с коллегами и руководством…
— Мой опыт говорит мне о том, что далеко не каждый хорошо учится в школе, и еще меньше людей получают высшее образование. Я сам бросил школу в 15 лет и решил, что жизнь и работа будут моим университетом. И я многому научился, управляя своей компанией день ото дня. Хотя формального образования и, стало быть, квалификации, у меня нет. И так как я сам являюсь «неквалифицированным персоналом», то твердо уверен: нас можно и нужно уважать и уделять нам внимание время от времени!
brenson3.jpg

«Спорим, я запущу регулярный рейс?»

В мире бизнеса про многих людей, увы, можно сказать — ни стыда, ни совести. И хотя в совести английскому миллиардеру не откажешь, порой он совершает такие поступки, что слово «бесстыдник» нет-нет, но слетает с губ его оппонентов. Когда он открыл авиакомпанию Virgin Blue в Австралии, Джефф Диксон (CEO компании Qantas — в то время ведущего австралийского авиаперевозчика), имел неосторожность заметить, что Брэнсон не сможет запустить регулярный рейс из Австралии в Англию. Тогда владелец Virgin предложил ему спор: если за 18 месяцев этот рейс не появится, Брэнсон будет обслуживать пассажиров Qantas в костюме стюардессы, но в случае победы Ричарда эта участь ожидала бы его конкурента. Свое письмо Брэнсон сопроводил коллажем: к изображению стюардессы Virgin Blue была приклеена фотография с лицом Диксона. Джефф ответил, что они занимаются бизнесом, а не играют в бирюльки, и отказался от спора. История попала в газеты и послужила неплохим пиаром для новой авиакомпании.
Однако за свою авантюрность Брэнсон всегда готов платить сполна. В конце 2010 года Ричард проиграл подобный спор Тони Фернандесу, владельцу AirAsia. Два магната заключили пари: чья команда хуже выступит в Кубке конструкторов «Формулы-1», тот и должен будет поработать стюардессой на одном рейсе у конкурента. Команда Lotus, принадлежащая Фернандесу, оказалась впереди Virgin Racing, так что в скором времени Ричард Брэнсон появится на борту рейса AirAsia Куала-Лумпур — Лондон в котюме стюардессы и на каблуках. Билеты на этот рейс были проданы на благотворительном аукционе за баснословные деньги.
Вы очень активный человек. Ищете приключений на свою голову, и многие инициативы Virgin начинались именно со смелых идей. Можете ли вы сказать, что такой подход является неотъемлемой частью достижения успеха?
— Я всегда любил приключения — с самого раннего возраста. Они помогали мне увидеть хорошие идеи там и тут. Благодаря им, я многому научился, и для моего успеха они сыграли ключевую роль.
Любой, кто управляет бизнесом, знает, что для принятия важных решений необходима смелость. И она же помогает подняться после поражения. Тем не менее я далеко не уверен, что быть успешным может только тот, кто пять раз падал в океан с воздушного шара!
Как вы все успеваете?
— Можно (и нужно) уметь находить время и на семью, и на бизнес. Крепкая семья очень важна: я уверен, что она помогает достичь баланса в бизнесе и смотреть на него с верной перспективы. Главная задача каждого поколения — воспитать следующее. А для этого нужно быть вместе с ним. Мне очень повезло, что большую часть своей жизни я работал на дому. Но, несмотря на это, я никогда не отрывался от компании. Подчиненные обязательно должны видеть своего шефа, а он должен проводить время с ними, выслушивая их отзывы и идеи. Как я уже говорил раньше, умение слушать — это ключевой навык для лидера, и именно благодаря ему я успеваю сделать так много.
Как вы отдыхаете?
— Да в общем-то, так же, как и все остальные! Веселюсь вместе с семьей и друзьями, читаю, путешествую, открываю для себя новые и восхитительные культуры. Если нужно просто расслабиться, я смотрю кино. А еще я люблю играть в теннис и заниматься кайтингом: вода вокруг острова Неккер, где я живу, — само совершенство.
Вы легко сходитесь с людьми. По-вашему, это врожденное качество?
— Спасибо на добром слове! Хотя я уверен, что не меньше людей испытывают ко мне неприязнь.
Я не думаю, что кто-то рождается с таким качеством. Но развить его несложно: нужно просто уважать других людей, относиться к ним, как к себе, и зарабатывать ответное уважение. Нужно получать удовольствие от жизни и поощрять это в других людях. Не зря же говорят: «Улыбнись, и весь мир улыбнется с тобой!»
В школах бизнеса не прекращается дискуссия на тему того, что важнее — эмоциональный интеллект (EQ) или научный (IQ). Каково ваше мнение в этом вопросе?
— Еще раз скажу о том, что хороший лидер должен уметь слушать и хвалить других людей, уметь работать в команде и чувствовать, куда сейчас важнее направить усилия. Он должен быть способным определять, оценивать и контролировать свои эмоции и даже эмоции других людей, причем делать это профессионально, без нажима, с пользой для бизнеса. В общем, похоже на то, что я — сторонник эмоционального интеллекта.

Вождь разнокожих

Одни, богатея, вкладывают деньги в приобретение все большего и большего количества замков, авто, вина и драгоценностей. Другие начинают понимать, что у них, наконец-то, появилась возможность реально повлиять на происходящее в мире. Ричард Брэнсон, пожалуй, один из самых известных людей второго типа. Разбогатев, он вкладывает огромные деньги в развитие предпринимательства в бедных странах, в борьбу со СПИДом, глобальным потеплением и в изменение правил бизнеса по всему миру. Он стал инициатором создания организации «Старейшины», в которую, помимо прочих, входят Нельсон Мандела, Кофи Аннан, Джимми Картер и Мохаммед Юнус (статью о котором вы могли прочитать в Business Excellence № 6 за 2010 г.). «Старейшины» выступают с общественно важными инициативами, которые не проходят бесследно благодаря их огромному авторитету.
В наши дни ложь среди бизнесменов нередка. Как вы оцениваете людей, с которыми ведете дела?
— Ну, я предпочитаю давать каждому шанс и не искать причин для недоверия к тем людям, с которыми мне посчастливилось работать. Я принимаю людей такими, какие они есть, и стараюсь видеть в них лучшие качества, а не худшие.
Сэр Ричард, сегодня многие говорят о фильме «Уолл Стрит — 2», который вышел в прошлом году. Герой Майкла Дугласа и его коллеги уверены в том, что источником верховной власти в нашем мире являются деньги. Что вы думаете на этот счет?
— Значимость денег заключается в том, что они помогают вам расширять и поддерживать свой бизнес, но они — инструмент, а не цель. Богатство приносит и ответственность: совершенствовать бизнес, помогать обществу, способствовать процветанию множества людей. Деньги не должны быть верховной властью — эта роль должна принадлежать законам и обществу.
В книге «Обнаженный бизнес» вы написали, что мораль в бизнесе — это не пустой звук, а его суть. А деньги?
— Мы проводим на работе большую часть жизни, поэтому бизнес должен быть интересным, заряжать нас энергией и держать нашу мораль на высоком уровне. Это непременно окупится. Если ваши подчиненные по-настоящему счастливы, они будут из кожи вон лезть для достижения успеха, и ваш бизнес будет прибылен, как никогда. Деньги, конечно, важны — на них вы развиваете компанию, но не стоит начинать бизнес только ради денег.
Вы давно говорите о планах выхода на российский рынок…
— Да мы уже на нем! В 2008 году мы открыли в России компанию Virgin Connect, потому что российский рынок широкополосной связи необычайно привлекателен. К тому же до нашего появления в вашей стране российские тарифы на широкополосный доступ были так запутаны, что их уместно сравнить с джунглями. Мы стараемся исправить это.
Что вы можете сказать о России?
— Россия — это страна амбициозных людей, страна с длительной и чарующей историей, и это страна колоссальных возможностей, это мост между Европой и Азией. Я с нетерпением жду появления новой волны российских международных предпринимателей.
Какую новую сферу бизнеса вы планируете освоить в ближайшем будущем?
— Меня манят сокровища глубокого синего моря!
Сэр Ричард, наш последний и традиционный вопрос: что для вас является деловым совершенством и как вы его достигаете?
— Я считаю, что каждый лидер должен постоянно соблюдать пять простых правил: наслаждайтесь тем, чем занимаетесь; делайте что-то выдающееся; создавайте то, чем будет гордиться каждый сотрудник; будьте хорошим лидером; будьте на виду. Делайте это, и деловое совершенство само расцветет в вашей компании!

Комментариев нет:

Отправить комментарий